Напомню, что я еще тогда высказывал предположение, что дело в приговоре Тимошенко. Невозможно одновременно утверждать, что причиной подписания невыгодного соглашения было превышение полномочий экс-премьером (как установил национальный суд) и, в то же время, обвинять "Газпром" в использовании монопольного положения и давления. Таким образом, совершенно бредовый приговор Тимошенко, использовавшийся исключительно для личной мести, сделал заложниками ситуации всю страну.
Сегодня, анализируя ситуацию ретроспективно, я понимаю, что могли быть у этой истории и дополнительные мотивы. Например, игра на разнице цен газа собственной добычи и импортного приносила Семье гигантский доход, и чем больше дельта, тем этот кусок жирнее. А убытки приближенных олигархов (особенно того, у которого Семья также имела долю) всегда можно покрыть всяческими преференциями - то есть, за счет населения.
В любом случае, сегодня мы ясно видим, что рассказы о слабой правовой позиции "Нафтогаза" в суде не выдерживают критики. С момента, что правительство Яценюка подготовило арбитражную претензию, убедительности в угрозах чекистов сильно поубавилось. Более того, если проанализировать словесную дуэль сторон в публичной плоскости, то возникает впечатление, что с позиции силы говорит сегодня именно украинский премьер, а не его гебнявые "коллеги". Могу даже предположить, почему они так дружно игнорируют судебную перспективу конфликта: ведь там украинская сторона может поставить вопрос не только о пересмотре цены, но и о ретроактивной компенсации за переплаченное.
На счастье, в отличие от 2009, ЕС на этот раз с нами. Да и решимости у чекистов перекрывать газ Украине вместе с Европой (как в прошлый раз) явно поубавилось. Думаю, сегодня они понимают, к каким непоправимым для них последствиям привела прошлая "газовая война". А раз так, позволю себе предположить, что до суда история не дойдет.
П.С. А Яценюк на премьерском месте - красавец. Просто горжусь им.
Karl Volokh