andreistp (andreistp) wrote,
andreistp
andreistp

Category:

Куликовская битва. Разоблачение мифов

Известно, что первые сообщения о Куликовской битве ничем не выделяли это сражение в ряду других событий позднего Средневековья и были составлены из достаточно тусклых летописных штампов "бысть... брань крепка зело и сеча зла". Но спустя полстолетия после смерти князя Дмитрия оценка сражения на Непрядве начала меняться. Была написана "Задонщина", "Повесть о Куликовской битве", появились упоминания в "Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича", "Житии Сергия Радонежского" и др. Причина - мск. князья нуждались в героической фигуре предка-победителя.
Указанные произведения являются литературно-художественными, но именно они и сформировали ставшую канонической версию событий 1380 года.

Как же было на самом деле?

1.Ни одного киевского полка в этой рядовой битве не было. В 1380г. киевский князь Владимир Ольгердович занимал четкую позицию нейтралитета

2.Ни о каком "объединительном общерусском событии" не может идти и речи. Территория Мск княжества в то время стремительно уменьшалась и туда иногда забредали опальные литовские князья, точно так же, на западной границе ВКЛ ущемленные верховной властью ВКЛ князья переходили на сторону Ордена, но эти случаи никто не объясняет проявлением "общенемецкого единства". Не случайно, после внутриполитических изминений в ВКЛ Вингольт-Андрей и Бутава-Дмитрий вернулись на родину.

3.На месте боя на сегодня, по словам И.Литвина, нашли ЧЕТЫРЕ НАКОНЕЧНИКА ОТ СТРЕЛ И ШТУЧНЫЕ НАХОДКИ МЕТАЛ.ИЗДЕЛИЙ . Нет там и захоронений "павших воинов". Доводы же о том, что за прошедшие столетия их останки могли полностью истлеть, опровергаются массовыми захоронениями в разоренной полностью Москве от 1382 года

4. В 1380 митрополит Киприян находился в Киеве и по сообщению Р.Скрыпникова, "предал анафеме князя Дмитрия накануне его похода против Мамая". Битва в глазах Киприана тоже была малозначимой и даже не упоминалась в летописном своде составленном под руководством митрополита в 1408 году

5.Игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского. Между ними тогда существовал конфликт, о котором упоминает Н.И.Костомаров, а их примирение состоялось лишь через пять лет после Куликовской битвы

6.Битвой управлял Дмитрий Кориатович, более известный, как воевода Боброк-Волынский, именно он раставлял полки перед боем и принял безошибочное решение об атаке засадного полка. Донской же переоделся в обычные доспехи, как сообщает "Сказание о Мамаевом побоище" а фактически самоустранился от руководства сражением

7.Разбитый Мамай бежал в Кафу (нынешняя Феодосия), где и погиб при неясных обстоятельствах. Его потомки отправились в ВКЛ и по названию полученных в кормлении мест стали именоваться князьями Глинскими. Из их рода происходила и мать Ивана Грозного
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments